В последние годы покупатели все чаще обращаются к опции приобретения подержанных смартфонов. При этом такая тенденция наблюдается почти независимо от рынка. Такие данные получило исследование от Counterpoint Research.
Отмечается, что в прошлом году такой рынок показал рост в 5%, вслед за 17% в 2021 году. В противоположность, рынок новых устройств наоборот снизился на 12%. Среди подержанных устройств покупатели все больше предпочитают смартфоны премиумкласса и флагманские модели, что даже привело к росту средней стоимости покупки (ASP).
Среди влиятельных на такую динамику факторов: увеличение популярности модели trade-in при приобретении новых смартфонов (рекордные объемы в 2022 году); игроки, занимающиеся восстановлением, совершенствуют свои бизнес-модели и улучшают маркетинг. Это также привело к увеличению уровня доверия покупателей к таким предложениям.
Отдельно следует отметить и рост срока использования новых смартфонов. Из-за того, что пользователи не так часто обновляют свои гаджеты, рынок б/у смартфонов мог бы быть даже выше. Также среди отрицательных факторов для этого рынка были ограничения из-за COVID-19 в отдельных регионах.
Что касается брендов, то лидирующую позицию сохраняет iPhone, доля продаж которого увеличилась на 5% и в целом уже составляет почти половину рынка — 49%. Второе место остается за Samsung – 26% (на 2% меньше по сравнению с 2021 годом). Также в зачете есть OPPO и vivo – по 3% на каждый бренд, Huawei – 2%, а остаток в 17% учитывается как «другие производители». Долей успехов Apple в таком сегменте среди прочего считается желание пользователей перейти на iOS после Android, что и могло повлиять на меньшие показатели Samsung.
«Предложение остается ограниченным, поскольку потребители придерживают смартфоны дольше. В то же время, спрос на 5G растет, особенно на зрелых рынках, таких как США, Европа и Япония. В 2022 году на 5G приходилось 13% мировых продаж обновленных смартфонов. Бизнес-потенциал торговли восстановленными смартфонами остается высоким, но ограниченное предложение влияет на большинство развивающихся рынков, таких как LATAM, Юго-Восточная Азия, Индия и Африка. Импорт с развитых рынков, таких как США, Европа и Япония сократился, поскольку они вынуждены удовлетворять собственный спрос. Мы наблюдаем переходный период, когда большинство рынков развивают свои экосистемы ремонта и реконструкции внутри страны. Это изменяет торговые пути и снижает импорт и экспорт Китая. Отечественные игроки везде сосредотачиваются на расширении, партнерстве и дополнительных путях снабжения»,
Директор по исследованиям Джефф Филдхак также отметил, что в большинстве случаев производителям сложно заставить лучше работать CPO-модель (Certified Pre-Owned), хотя Apple имеет неплохие успехи в продажах Refurbished-смартфонов: «Со стороны производителей смартфонов, кроме Apple, очень трудно заставить экономику работать на перепродаже устройств класса CPO».